Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кадровой политики многих предприятий. Однако, несмотря на то, что к услугам тренеров сегодня прибегает все большее количество компаний, это не всегда сопровождается информированием широкой общественности о пользе и реальных возможностях краткосрочного обучения.
Что такое тренинг
Тренинг - это процесс освоения техник, направленных на построение эффективной профессиональной деятельности. Его основной задачей является научение бизнес-технологиям, необходимым для конкурентной борьбы на рынке. С другой стороны, тренинг можно определить как интенсивную форму обучения, сочетающую теоретические лекции и практическую отработку навыков за короткий промежуток времени (1-2 дня). При этом полученные навыки являются достаточно устойчивыми и эффективными, а их использование в дальнейшем обеспечивает результаты, на которые они были рассчитаны.
Кто такой тренер
Очень важная роль в процессе обучения отводится тренеру-консультанту. От его личности, как считают эксперты, на 90% зависит успех всего мероприятия. Однако отсутствие однозначных критериев оценки профессионализма тренеров способствует появлению большого количества шарлатанов, людей, "продающих воздух". Потребность в профессионалах увеличивается с каждым годом. Рост спроса на тренинговые услуги пропорционален росту предубеждений и стереотипов. Кто же такой тренер?
Тренер - это совершенно самостоятельная профессия. Этот специалист не является ни продавцом, ни управляющим, ни маркетологом. Это фасилитатор [от англ., to fascilitate -- опосредовать какой-либо процесс], который с помощью специальных методов и подходов оперативно (в течение одного-пяти дней) и эффективно обучает продавцов - продавать, руководителей - управлять, секретарей - координировать работу офиса, группу управляющих - согласованно планировать стратегию дальнейшего развития компании.
К методам, которые использует в своей практике тренер, относятся умело и грамотно спланированные и согласованные между собой деловые и ролевые игры, специальные упражнения, групповые дискуссии, "мозговой штурм", психогимнастика и др. Тренер успешно планирует систему обучения в любой организации не только благодаря опыту работы в этой сфере, но и основываясь на системном понимании бизнес-процессов в целом, умении оперативно анализировать специфику обсуждаемой сферы бизнеса и собирать всю информацию, необходимую для разработки курса обучения. Профессиональный тренер должен уметь создавать на занятии атмосферу доброжелательности, оптимизма и взаимной симпатии между участниками. После прохождения профессиональных тренингов слушатели обретают новые силы, воодушевление, интерес к определенной деятельности, заряд энергии на всю рабочую неделю.
Какие тренинги наиболее востребованы сегодня
"Мода" на тренинги в Украине прошла, уступив место трезвому расчету. Сегодня клиенту нужен не универсальный пакет инструментов, а индивидуальный подход, максимально учитывающий специфику его бизнеса. Эффективность тренинга и всей программы обучения напрямую зависит от степени их проработанности для конкретного слушателя. Все усилия специалистов тренинговых компаний направлены на результат, который клиент получает по окончании обучения, а не на сбыт "продукции" -- тренингов и семинаров. При создании программы тренинга учитываются специфика деятельности предприятия и состав участников, особенно если обучение ориентировано на руководителей высшего звена. На этом уровне ошибки непозволительны, а значит, процесс обучения должен тщательно планироваться совместно с заказчиком.
Эксклюзивный тренинг стоит дороже стандартного, так как на его подготовку уходит больше времени -- разработка ведется в несколько этапов. Клиент, как правило, готов к таким затратам, поскольку понимает, что таким образом он повысит эффективность обучающего процесса.
Специалисты выделяют три вида тренингов.
Коммуникативные тренинги направлены на развитие индивидуальных деловых качеств, а именно: умений вести переговоры, управлять конфликтом, планировать собственное время, правильно расставлять приоритеты и т. д.
Тренинги личностного роста способствуют налаживанию эффективной коммуникации, целеполаганию. развитию памяти и внимания, лидерских качеств и т. д. В процессе обучения тренеры усиленно "ковыряются" в вашем прошлом, извлекая наружу все комплексы, после чего вы совместными усилиями пытаетесь их преодолеть.
Специализированные и отраслевые (маркетинг, менеджмент, логистика и т. д.) тренинги рассчитаны на специалистов определенной сферы. Обучающие программы отраслевой направленности особенно востребованы предприятиями, занимающимися продажами, а также менеджерами разного уровня. К этой группе относятся также тренинги по управлению персоналом, финансовому, регулятор-ному менеджменту, бизнес-процессам, маркетингу, рекламе и PR-технологиям, сбытовой и административной логистике.
В последнее время значительно возрос спрос на профессиональные, так называемые "навыковые", тренинги. Во-первых, предприятия испытывают потребность в высококвалифицированных кадрах. Во-вторых, рынок, условия организации бизнеса и методы работы быстро меняются. И в-третьих, эффективность таких мероприятий оценить намного легче.
Неизменной популярностью пользуются тренинги личностного роста, однако специалистов, способных проводить на высоком уровне тренинги "абстрактного характера", недостаточно. К тому же многие слушатели не всегда могут определить, насколько полезными были для них занятия.
Сегодня все больше внимания компании уделяют обучению линейных руководителей, проводя для них тренинги, направленные на усовершенствование управленческих навыков (ситуационное руководство, тайм-менеджмент, управление конфликтами, навыки публичного выступления).
Что касается формы проведения тренингов, то в последнее время значительно возросло количество корпоративных мероприятий. Однако несмотря на это, есть основания полагать, что и в будущем открытая форма проведения занятий будет превалировать.
Почему тренинги иногда оказываются неэффективными
Неэффективность тренинга может быть вызвана следующими причинами: ошибочное определение потребностей заказчика, неправильно подобранный состав группы, отсутствие "обратной связи" и посттренингового сопровождения, плохая организация подачи материала, слабые презентационные навыки преподавателя. Одна из наиболее частых причин неэффективности тренинга - отношение к нему как к наказанию. Такой стереотип складывается под влиянием множества нюансов: руководство выбрало неудобные для сотрудников компании время и место обучения, сообщение о прохождении тренинга было сделано в виде приказа и т. д.
Часто недоразумения возникают из-за поверхностного понимания руководством компаний значения слова "тренинг". Тренинг - это не магическое действо, а интенсивное обучение, направленное на развитие неспецифических для конкретной профессии деловых и психологических качеств. Тренинг организуется компанией с целью повышения эффективности труда.
При организации корпоративного тренинга нужно учитывать все тонкости. Порой возрастная разница тренера и слушателей может осложнить установление личностного контакта между ними, особенно если тренер моложе. Наконец, многое зависит от расписания занятий. Скажем, тренинг, назначенный на субботнее утро, вряд ли вызовет у слушателей положительные эмоции. В этом случае понадобятся талант и профессионализм тренера, чтобы преодолеть накопившиеся негативные эмоции аудитории.
Как оценить результат тренинга
Замерить результативность и эффективность обучения довольно сложно, но все же полученные знания и сформированные навыки можно оценить с помощью входного и выходного тестирования. Важнейший показатель эффективности - отсутствие затухающей динамики: чем дольше сохраняются результаты тренингов и семинаров, тем выше качество обучения. У специалистов, прошедших обучение по индивидуально разработанной программе, этот показатель, как правило, очень высокий.
В зависимости от задач обучения объективным его результатом может стать уменьшение количества конфликтных ситуаций в коллективе, увеличение количества удовлетворенных клиентов, повышение авторитета компании, рост уровня продаж. Происходит структурирование опыта сотрудников, повышается их мотивация к работе, улучшается эмоциональный климат в коллективе, создается и укрепляется корпоративная культура компании.
В любом случае, эффективность тренинга определяется последующим применением приобретенных знаний и умений на практике, в реальной действительности. Ton-менеджеры наблюдают улучшение производственных показателей, а сотрудники, освоившие современные методы работы, могут претендовать на более высокую заработную плату. Таким образом, и руководители, и работники понимают, что и время, и деньги были потрачены не зря.