На сегодняшний день выбор тренинговой компании и программы обучения персонала для многих организаций превратился в целый «ритуал», процесс, связанный с немалыми личными и временными затратами. Компания-заказчик желает выбрать лучшее предложение из существующих, что на практике представляется не таким уж простым делом. Каждая тренинговая компания или бизнес-тренер хвалит свою программу и смело заявляет о готовности включить в ее содержание все, что пожелает заказчик. Иными словами, «любой каприз за ваши деньги».
Но заказчик редко нуждается в «любом капризе». Чаще всего после проведения бизнес-тренинга ожидается получение конкретных результатов, например, рост продуктивности деятельности сотрудников по качественным и/или количественным показателям. И оплачиваются услуги по проведению бизнес-тренингов с расчётом получить эти самые результаты, а не ради самого процесса обучения. В таком случае полезно подходить к выбору тренинговой программы прагматично.
Одним из наиболее распространенных способов предварительной оценки эффективности бизнес-тренинга является ознакомление с подробным описанием обучающей программы с указанием техник и тем, которые будут рассмотрены в ходе тренинга. Часто человек, который взаимодействует с тренинговой компанией, уверяет, что «хорошо разбирается в тренингах», и ему достаточно взглянуть даже на стандартную программу, чтобы определить, подходит ли она для этой организации.
На самом же деле описание программы может дать лишь представление о том, насколько предлагаемая тематика соотносится с профессиональной деятельностью будущих участников тренинга. И оно вовсе не гарантирует получение желаемого результата на выходе. Кроме того, бывает, что заявленное содержание многообещающее, тогда как на деле тренинг оказывается скучным и наполовину лекционного характера. И, напротив, за кратким и лаконичным содержанием может следовать практичная, полезная и увлекательная проработка профессиональных навыков.
Поэтому знакомство со стандартным описанием бизнес-тренинга до прояснения ведущим-тренером текущей ситуации в организации и выявления её узких специфических мест больше похоже на попытку сначала в аптеке приобрести лекарство, а потом сходить к врачу на приём, чтобы тот поставил диагноз.
В содержании тренинга заказчик часто ищет фейерверк техник, обилие различных приёмов и море «полезной» информации, опираясь при этом на свои персональные знания и субъективное мнение. При этом упускается из вида тот факт, что знать - это ещё не значит уметь. Большой объем новой информации крайне редко и только при соблюдении определенных условий обеспечивает повышение эффективности деятельности персонала.
И если в ходе проведения тренинга было интересно, было много примеров «из мировой практики», были переданы какие-то знания, а новых умений у участников не прибавилось, то это, скорее всего, было выступление хорошего ведущего, а не работа тренера. И если так, то компания-заказчик заплатила за знания, которые «за плечами не носить». Поэтому, знакомясь с предложениями различных тренинговых компаний, полезно помнить, что длинное, впечатляющее описание программы с обилием техник и модных «фишек» может свидетельствовать о большом информационном наполнении, и это уже не тренинг, а семинар или лекция.
Качественный тренинг - это в буквальном смысле тренировка, в процессе которой у участников либо формируются новые навыки, либо совершенствуются уже имеющиеся. На таком тренинге достаточно бывает хорошо проработать одну-две методики, которые участники затем будут постоянно применять в своей работе. Хотя встречаются такие заказчики, для которых единственно важным является сам процесс обучения - чтобы он был интересным, увлекательным и содержал в себе что-нибудь новенькое. А результат имеет посредственное значение, если вообще ожидается его получение.
В любом случае, для тренера это существенно облегчает задачу. Все-таки просто интересное мероприятие провести легче, чем организовать процесс приобретения необходимых навыков и при этом сделать его интересным. В этом и состоит основное отличие тренера от ведущего или оратора - в умении за короткое время (1-3 дня) научить делать что-либо эффективно, а не рассказать, как здорово это делал кто-то.
Иногда в содержании тренинга все же можно встретить описание того, чему участники научатся и даже то, чему эти навыки будут способствовать. И тут главное проследить, чтобы эти навыки и достигаемые благодаря ним результаты имели непосредственное отношение к профессиональной деятельности персонала, так как не все навыки способствуют оптимизации этой деятельности. А развитие некоторых личностных качеств может спровоцировать уход из компании обученных сотрудников на другое место работы, что периодически встречается в практике некоторых компаний. В таком случае выходит, что компания оплатила обучение сотрудников умению находить новые, более привлекательные рабочие места.
Случай из практики. При формировании и согласовании целей обучения заказчик озвучил пожелание «Чтоб сотрудники стали более уверенными в себе и в продукте, с которым работают». В ходе переговоров довольно быстро выяснилось, что увеличение объема заказов интересует заказчика намного больше, чем уверенность его сотрудников. Первоначальный расчет был сделан на то, что, благодаря большей уверенности, будет больше продаж. На деле же развитие уверенности часто приводит к переоценке себя как специалиста и/или личности и, как следствие, росту амбиций и запросов. Именно поэтому люди увольняются в поиске мест, где их новый уровень запросов может быть удовлетворен, а навык уверенного поведения может им в этом помочь. В результате дальнейших переговоров с заказчиком было принято решение о проведении специализированного тренинга по продажам, в ходе которого участники научились дополнительным техникам и тактикам осуществления продаж и ведения переговоров с клиентами, что полностью соответствовало актуальным интересам организации.
Еще одним не менее распространенным параметром оценивания является личность самого тренера. И здесь главное четко знать, что именно оценивать. Вопреки распространенным убеждениям, количество регалий имеет небольшое значение, а вот опыт работы - да. И не столько его продолжительность, сколько сама сфера деятельности. Так, например, тренинг по управлению в идеале должен вести бизнес-тренер с опытом управленческой деятельности.
И настораживает обычно то, что, например, тренинг по продажам проводит психолог, пусть даже и с ученой степенью, у которого полностью отсутствует личный опыт продаж. Это похоже на обучение вождению автомобиля у человека, который сам никогда им не управлял, а, в лучшем случае, несколько раз сидел рядом с водителем. Поэтому личный опыт тренера в том, чему он обучает, является существенным плюсом в его пользу.
Хорошим, но пока не особо распространенным тестом является личная беседа с тренером о том, чему он реально может научить участников тренинга, какие навыки сумеет сформировать и, самое главное, как эти навыки помогут сотрудникам в работе при выполнении поставленных перед ними задач. Поэтому прежде, чем запросить программу бизнес-тренинга, полезно совместно с тренером прояснить текущую ситуацию и проблемные моменты в работе того персонала, который планируется обучать, и согласовать желаемый результат обучения.
Иными словами, что конкретно участники должны будут уметь делать лучше: больше продавать, проще убеждать и переубеждать, чаще договариваться на выгодных условиях и т.п. В этом случае заказчик повышает шансы получения необходимых ему результатов и включает ответственность тренера за их обеспечение на выходе. К тому же опытный бизнес-тренер сможет помочь при постановке максимально актуальных и верных целей обучения, исходя из текущей ситуации в компании и расставленных приоритетов.
В завершении хотелось бы отметить, что по-настоящему качественный тренинг в исполнении профессионального бизнес-тренера - это инвестиция, которая обязательно приносит дивиденды. А если результатов нет, то либо его проводил «не тот» тренер, либо это был не тренинг, либо это был тренинг не тех навыков - не актуальных в данный момент или для этих сотрудников. Поэтому, в первую очередь, при выборе бизнес-тренинга стоит уделять внимание тому, для чего он проводится, каких результатов ожидается достичь. После этого можно переходить к знакомству с программой тренинга и тренером, который будет её реализовывать.