Технічна підтримка сайту:
 |
| |
info@training.ua |
Jobs.ua рекомендує переглянути:
|
Профессиональная обучение (бизнес-обучение) - это целенаправленное развитие у сотрудников профессиональных знаний, навыков и умений для достижения максимального качества при выполнении функциональных обязанностей. Направления обучения персонала должны соответствовать стратегическим и операционным целям компании. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития компании в целом и отдельных структурных подразделений.
Профессиональное обучение персонала необходимо:
для нового сотрудника («курс молодого бойца»);
при переходе сотрудника на другую должность;
для сотрудников, зачисленных в кадровый резерв;
при внедрении в компании новых технологий;
для повышения конкурентоспособности компании;
для повышения квалификации работника.
Для организации эффективного профессионального обучения персонала необходимо знать и четко придерживаться последовательных шагов.
I. Выявление потребностей в обучении.
Очень важно понять какое именно обучение необходимо для ваших сотрудников в данный момент. В основе выявления потребностей и планирования обучения лежит анализ задач (task analysis) и анализ исполнения (performance analysis).
Анализ задач, стоящих перед сотрудником, необходим для определения должного уровня профессиональных компетенций и качества исполнения, т.е. «как должно быть». Осуществляется анализ задач на основе профиля должности, должностных инструкций и документов по планированию.
Анализ исполнения помогает определить реальное состояние дел и выявить недостатки, т.е. понять «как есть на самом деле». Для осуществления анализа деятельности могут быть использованы следующие методы: наблюдение, беседа с сотрудником, профессиональное и психологическое тестирование, анкетирование (см. рис.1), метод фокус-группы, оценка профессиональной деятельности или аттестация (см. «Менеджер по персоналу» №9 2006).
Рис. 1. Анкета для выявления потребностей в обучении (заполняется сотрудником).
Заявка на профессиональное обучение на 200_ г.
Ф. И. О. сотрудника:
Отдел: Должность:
Ф.И.О. руководителя:
Обучение по теме _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Опишите как можно более подробно Ваши потребности в профессиональном обучении)
Требуемый уровень __________________________________________________________
Сроки обучения _____________________________________________________________
Подпись сотрудника:
Утверждение руководителя:
Во время анализа исполнения необходимо получить ответы на следующие вопросы:
Почему существует проблема, какое отношение сотрудника к ней, какова причина?
Что говорит о том, что существует проблема?
Что должен сделать сотрудник, группа сотрудников для решения проблемы?
Есть ли иные способы решения проблемы?
Можно ли изменить способы настоящего, но неэффективного решения существующей проблемы?
Сможет ли сотрудник это сделать?
Что точно нужно сделать, чтобы решить проблему и каково место тренинга вообще в этом?
Анализ задач и анализ исполнения позволяют увидеть разницу между необходимым и существующим уровнем профессиональных компетенций. Именно в этой плоскости и находятся потребности в обучении.
Потребность в обучении сотрудников структурного подразделения лучше всего может быть определена линейным менеджером этого подразделения. При этом менеджер по персоналу оказывает консультационную и методическую помощь.
II. Выбор методов обучения.
После определения потребностей в обучении и постановки целей профессионального обучения (чему конкретно мы хотим обучить своих сотрудников), наступает следующий этап – выбор наиболее подходящих методов обучения. Рассмотрим наиболее популярные методы профессионального обучения.
Тренинг – групповая форма обучения (12-16 человек), направленная преимущественно на отработку навыков и освоение новых технологий. Продолжительность тренинга в среднем - 2-3 дня. Тренинги подразделяются на корпоративные (для сотрудников только одной компании) и открытые (группа микс). Основные тренинговые методики: упражнения, ролевые игры, мини-лекции, работа в малых группах, мозговой штурм, кейсы (ситуационный анализ), шеринг и др.
Семинар – групповое обучение (может быть до100 человек), направленное на передачу большого массива новых знаний. По продолжительности семинар может длиться от 1 до 3 дней. Основные методики обучения: лекция и ответы на вопросы.
Наставничество (коучинг) – индивидуальное обучение на рабочем месте, т.е в процессе фактического выполнения функциональных обязанностей. Продолжительность такого обучения чаще всего совпадает с периодом испытательного срока. Наставник назначается из числа опытных и профессионально успешных сотрудников. Важный нюанс: для того, чтобы такое обучение было эффективным, наставник должен быть мотивирован на выполнение такого вида работы. В качестве наставника может выступать непосредственный руководитель.
Менторство – индивидуальная форма обучения. Может происходить как на рабочем месте, так и вне рабочего места. Ментор осуществляет покровительство, дает советы и оказывает практическую помощь своему «протеже». Значение менторства шире, чем коучинг. Коучинг концентрируется на развитии навыков или компетенций, в то время как менторство связано с передачей знаний, взглядов, инсайтов, и навыков, в том числе. В качестве ментора не может выступать непосредственный руководитель, а только представитель высшего управленческого звена или внешний консультант.
Ротация – перемещение сотрудников по рабочим местам внутри структурного подразделения. Ротация позволяет компании решить одновременно несколько важных задач: 1) стимулировать деятельность сотрудников, предоставив им возможность горизонтального роста, 2) обеспечить взаимозаменяемость сотрудников в отделе, 3) повысить профессионализм работающих сотрудников.
Выбирая метод профессионального обучения для ваших сотрудников, учитывайте цели и задачи, которые будет призвано решить обучение, целевую аудиторию, а также оценивайте возможную эффективность воздействия на обучающихся.
III. Проведение обучения.
После того, как выявлены потребности в обучении, сформулированы цели и задачи, определены методы обучения, наступает следующий этап – собственно проведение обучения. Обучение может проводиться как внутренними силами компании (непосредственный руководитель, опытный сотрудник, внутренний тренер и др.), так и с привлечением внешних подрядчиков – тренинговых компаний или фрилансеров.
При профессиональном обучении очень важно учитывать 4 основных принципа:
1) тема обучение должна быть актуальной для участников процесса обучения и иметь непосредственное отношение к их профессиональной деятельности;
2) участники должны быть мотивированы на приобретение новых навыков и знаний, что обеспечивает их активное участие в учебном процессе;
3) информация, содержащая 100% новизны, должна иметь закрепление в виде повторения, отработки в упражнениях, презентациях и т.д.;
4) участникам необходимо постоянно предоставлять обратную связь, например, включать в процесс обучения профессиональные соревнования; подводить итоги, делать резюме на каждом отдельном этапе обучения и др.
Проведенные исследования показали, что результативность проводимого обучения на 60% зависит от грамотно проведенной подготовки (определение потребностей, четкая постановка цели, выбор актуальной программы обучения, привлечения нужного тренера или консультанта), на 20% от профессионализма тренера и на 20% от мотивированности и желания самих обучающихся. Обучение не будет эффективным, если сотрудники рассматривают его лишь как возможность отвлечься от работы, увлекательно провести время (особенно, если обучение проводится на выезде), продемонстрировать свою осведомленность в заявленной теме, тихонечко отсидеться в уголке или просто привлечь к себе внимание. Такое поведение не только не позволяет человеку самому воспользоваться предоставляемой информацией, но и отвлекает других людей от усвоения материала и отработки навыков – развивается «цепная реакция». Говорить об эффективности проведенного обучения и, тем более, совершенствовании знаний (а, следовательно, и оправданности инвестиций) вообще не приходится. Поэтому задачей линейного менеджера и менеджера по персоналу является создание соответствующего отношения к планирующемуся обучению.
IV. Оценка эффективности проведенного обучения.
Заключительный этап – это оценка и анализ эффективности проведенного профессионального обучения. Для этих целей можно использовать хорошо зарекомендовавшую себя на практике 4-х уровневую модель Кирпатрика.
1-й уровень – уровень реакции участников на пройденное обучение. Отслеживается, как правило, в тот же или на следующий день после окончания обучения. Менеджер по персоналу раздает участникам анкеты (рис.2) с просьбой изложить свое мнение о программе, тренере и организации учебного процесса. Полученная информация обобщается и анализируется.
2-й уровень – усвоение информации. Некоторая потеря полученной информации является процессом физиологическим. Если сведения, имеющие 100%-ную новизну для человека не включаются в его повседневную жизнь, то к концу первой недели утрачивается до 40% информации. Соответственно через неделю имеет смысл «замерять» уровень усвоения новой информации, т.е. определить, насколько новые знания закрепились в памяти участников. С этой целью можно использовать либо интервью с участниками бучения, либо тесты/опросники, составленные заблаговременно.
3-й уровень – поведенческие реакции. На этом уровне важно определить насколько новые знания, а также приобретенные навыки и умения закрепились в профессиональном поведении участников. Поскольку период доведения навыка до автоматизма составляет 21 день, данный уровень анализируется через месяц после прохождения обучения. В качестве инструмента чаще всего используется наблюдение.
4-й уровень – уровень бизнес-результатов. Отслеживание конкретных результатов проведенного обучения целесообразно проводить через 3-6 месяцев. Именно такой период необходим человеку для того, чтобы «переварить», осознать и окончательно закрепить новый способ профессионального поведения, который повлечет за собой реальные изменения. Для оценки и анализа бизнес-результатов используется оценка профессиональной деятельности, количественные и качественные показатели работы сотрудника или структурного подразделения. Производит анализ линейный менеджер совместно с менеджером по персоналу.
Автор - Адаменко Елена Леонидовна, директор консалтинговой компании "ТУРАНА"
Опубликовано: 01.11.2008
Тренинг за деньги, а деньги за что?
На сегодняшний день выбор тренинговой компании и программы обучения персонала для многих организаций превратился в целый «ритуал», процесс, связанный с..
Для чего нужны тренинги
Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кадровой политики многих предприятий. Однако, несмотря на то, что к услугам тренеров сегодня прибегает все большее количество компаний, это..
Тренинг — опасная игра
Знаете, какой вопрос практически никогда не задают заказчики учебных программ? «Может ли ваша работа принести вред компании?» Объективно говоря, эффект зачастую достигается не благодаря применению качественных методик, а потому что..
news
|