Технічна підтримка сайту:
 |
| |
info@training.ua |
Jobs.ua рекомендує переглянути:
|
1. Какие изменения произошли на рынке краткосрочного обучения и тренингов?
Не секрет и не новость, что на рынке обучения с началом кризиса изменения произошли не в пользу тренингов. Резко упали заказы, снизилась востребованность тренинговых услуг. На сегодняшний день ситуация меняется, фаза перепуганности начала кризиса прошла, и сейчас медленно, но верно восстанавливается интерес к этим услугам. На рыночном пространстве стало появляться больше открытых тренингов. Некоторые консалтинговые и тренинговые компании, уже забывшие, что такое открытые тренинги в их портфеле услуг, стали возвращаться к этой форме обучения. В связи с сокращением штатов и скрупулезным выделением средств, компании среднего бизнеса готовы обучать одного-двух, максимум до пяти своих сотрудников. Таким образом, открытый тренинг становится хорошей альтернативой корпоративному. Другое дело, что деньги даже на ключевых сотрудников выделяются со скрипом. И даже в этой ситуации можно найти позитивные моменты, так как заказчики предъявляют высокие, порой даже завышенные требования к тренинговым услугам. Что, несомненно, будет влиять на качество предлагаемых продуктов. Одновременно с этим от работника, в которого вложили деньги, требуется показывать высокие результаты.
2. Как изменились потребности заказчиков?
По нашим наблюдениям некоторые темы, такие как стратегическое планирование, стратегические митинги зависли, планировать на какой-то долгий период времени стало сложно. Зачастую потребность в «здесь и сейчас» - выжить, либо сохранить стабильность. Так что долгосрочные стратегические планы сейчас пробуксовывают. Что касается вечных тем: «Продажи», «Переговоры», так они остались актуальны, на них-то спрос и не падал. Конкуренция во время кризиса возросла и поэтому потребность в этих программах не упала, хотя по количественным показателям заказов все равно стало меньше, но скорее из-за того, что собственникам нечего вложить в обучение.
Заказчики стали более требовательными и привередливыми. Начинающим тренерам стало тяжело стартовать. Принимая решение о проведении тренинга, заказчик хочет получить его от супер специалиста с гарантированным результатом. Пытаются привязать гонорар тренера к конечному результату своей деятельности (увеличение прибыли, возврат долгов и др.). Все бы хорошо, да вот только игра не совсем честная с двух сторон. Таким маневром заказчик хочет сбить цену, прекрасно понимая, что не может внешний консультант отвечать за его результаты т. к. не имеет реальных рычагов управления компанией. А тренеры, желая любой ценой получить заказ, идут на такие условия. И тут хочется предупредить заказчиков о том что, если тренеры или консультанты принимают такие правила игры, обещают разделить ответственность по результатам (например, повысить продажи, увеличить возврат долгов и т.д.) без получения необходимых полномочий контроля и влияния, будьте уверены что перед вами не профессионал. Профи знает, что результат делает сам заказчик: своей командой, своими людьми, своим управлением, т.к. он имеет все рычаги воздействия и все необходимые ресурсы для принятия решений и внедрений изменений. А внешний тренер консультант таких полномочий не имеет, и поэтому Заказчик должен либо наделить его такими полномочиями - ввести в штат, заключить долгосрочный правильный контракт, либо отказаться от иллюзий, что кто-то влияет на Ваш результат. То за что отвечает тренер или консультант это процесс проведения тренинга или консалтинга, и он должен выстраиваться таким образом, чтобы результат таки был. А это означает заботиться как раз о Вашей ответственности. Чем выше ответственность участников, тем и результат быстрее и выше. Это правило работает не только в тренинге, это правило работает и в терапии, коучинге. Чем больше клиент берет на себя ответственности за те изменения, которых он хочет, тем быстрее движется процесс и результат получается выше ожиданий.
3. Программы, по какой тематике, пользуются наибольшим спросом?
Выше уже было сказано о том, что «Продажи» и «Переговоры» снова становятся бестселлером. Логично, что во время кризиса задумались о шлифовке бизнес процессов. Тема оптимизации бизнес-процессов актуальна. Также возникает интерес к обучению внутренних тренеров или же тех специалистов, в операционном подчинении которых находится команда менеджеров продаж. SV и НТО обучают тренинговым технологиям продаж. С этой целью заказываются тренинги тренеров. Цели таких программ приобретение тренерской компетенции для эффективного обучения подчиненных в «полях», т.е. непосредственно на рабочих местах. Сюда же можно отнести такие темы, как «Эффективное совещание», «sales-митинг». Такая квалификация линейного руководителя действительно позволяет значительно улучшить оперативное управление, повышая скорость принятия ежеминутных локальных решений. Есть даже термин, характеризующий такую квалификацию – «одноминутный менеджер».
Еще стали пользоваться спросом экстрим-тренинги, управление изменениями. Изменений в единицу времени достаточно много – это стрессогенно, поэтому можно отметить интерес людей к такой теме как стрессменеджмент, к таким практикам как йога, свободное дыхание, то, что помогает действительно в первую очередь удержать равновесие самим, иметь высокий потенциал выживаемости, внутренний стержень, сохранить свою энергию, волю, работоспособность и силу: умственную и психологическую. Из-за сложности управления высшее руководство вынуждено учитывать депрессивность персонала. В нынешних условиях эти темы имеют место в коучинге первых лиц, и тех людей, на которых лежит ответственность за выход из кризиса.
4. Какие категории специалистов обучают сейчас чаще?
Как мы отмечали раньше- это, в основном, торговый персонал и ТОПы, от которых зависит управление этими людьми. «Продажникам» нужна поддержка психологическая в том числе, потому что как в том анекдоте про слона – «с таким настроением ты его не продашь». Тратятся деньги на те категории специалистов, на которых действительно лежит ответственность за результаты бизнеса в целом, и на тех, кто на переднем крае непосредственно делают этот результат. По нашим наблюдениям получают результат сегодня те люди, которые не поддались панике, страхам, опасениям, которые как делали свое дело, так и делают. Те, которые имеют твердую психологическую установку на успех, а не на избегание неудач. На моем профессиональном веку это уже третий кризис – и так было всегда. Не умаляя достоинств специальных знаний и навыков, тем не менее важнее в период неизвестности иметь твердые намерения и настрой на упорный, терпеливый и качественный труд.
5. Какие новые программы разработаны в вашей компании, в чем их особенность?
Если речь идет о нынешнем кризисном периоде, то никаких принципиально новых программ мы не разрабатывали. Мы верим в то, что хорошее оно всегда хорошее. То есть, если техника работающая, и достойна того, чтобы ею овладеть, то дело не в кризисе или трудностях, а в том что ее можно применять всегда в любые самые смутные времена.
Некоторые консалтинговые компании ввели в свои обычные программы такие ключевые слова, как «антикризисный», «экстремальный», «в период изменений» и продаётся вроде бы новый продукт.
Программы, которые мы предлагаем, каких-то радикальных изменений у нас не претерпели. Другое дело, что каждый наш проект учитывает специфику деятельности, уровень компетенции участников, корпоративную культуру предприятия, организационное настроение и т.п. Так мы всегда делали программы под заказчика в любых рыночных условиях. И этот подход больше отражается в самих тренинговых действиях, нежели в программе как таковой.
Есть, конечно, особенности проведения тренинга в сегодняшних условиях. Иногда вводим в технологический тренинг, структурированный по информации антистрессовый, личностный блок для подъема боевого настроения. Так как в связи с высоким напряжением, на тренингах наблюдается много тревожности, нервности, усталости, иногда подавленного настроения. Но лучше, конечно, эти вопросы решать на отдельных тренингах.
6. Какие акценты изменения появились в ваших стандартных программах?
Основных акцентов два:
первый- ориентация на «здесь и сейчас»;
второй принцип достаточной необходимости.
Акценты выбраны не случайно. Отрабатывать навык в «полях», непосредственно в работе с клиентом, стало делом рискованным, особенно если ситуация уже конфликтна (а таких сейчас достаточно). Поэтому стараемся дать более узкий ассортимент техник в пользу большего времени на отработку навыка на самом тренинге. Если раньше предлагала отрабатывать техники ведения переговоров на инспекторах ГАИ, то и этот источник формирования навыка сейчас дорого стоит. Конечно, нужно понимание заказчика, что отработка навыка происходит за счет количества тем и информации. Но принцип «лучше меньше да лучше» побеждает. Заказчик, который хочет в целях экономии средств «запихнуть» три несвязанные между собой темы в однодневный тренинг, рискует не получить результат ни по одной из них. И такая экономия – деньги на ветер.
7. Какими Вы видите ближайшие перспективы корпоративного обучения, открытых программ, рынка в целом?
Делать прогнозы - дело неблагодарное. Особенно сегодня. Можно подробнее прокомментировать то, как сегодня развивается рынок обучающих программ, т.к. сегодняшние тенденции какое-то время продлятся.
Открытые программы. Тут царствует «Блицкриг». Высокая потребность в кризисе получать чудесное решение, волшебную инструкцию, да так, чтобы кто-то еще и все «порешал» и ноги попереставлял. Потребность удовлетворяется. Спрос формирует предложение. Появляются новые направления, которые, по сути, являются Стоком (как выразилась участница одной такой программы «помойной ямой») психотехник различных направлений и отраслей. При этом тренеры не удосуживают себя даже программой тренинга: - «Куда пойдет, туда пойдет». Покупателю предлагают волшебные таблетки под названием «Как за три дня выйти из кризиса», «Как удержать рынок», «Как заработать на кризисе», «КАК, КАК, КАК». С учетом отсутствия в стране макроуправления в лице правительства, простому человеку остается уповать на Бога, Космос, Карму, Чудеса, в общем «прилетит вдруг волшебник…». Хочется напомнить, что и Бог и Судьба ведут идущего, но не лежачего. Дорогу осилит идущий. Тем не менее, после такого чудо обучения, на какое-то время появляется энергия, но после неоправданных ожиданий может наступить депрессия и даже «великая». Мы тоже подпитываемся надеждой, но наша надежда аппелирует к здравому смыслу людей которые привыкли работать. Без ожиданий чудес, а своими руками делать эти чудеса. Которые верят в то, что магия – это хорошо отработанная технология. И эти люди являются нашими клиентами.
Корпоративное обучение. Миграции на рынке труда уменьшились, лояльность персонала усилилась. Да и руководители не склонны в смутные времена менять персонал. В цене сотрудники, которые не делят работу на мою – твою, осваивают смежные компетенции, отвечают на вопрос «Что делать», а не «Кто виноват?» и вообще отвечают… В обучение таких людей вкладывать будут. А уже от них требуется введение внутреннего коучинга и наставничества. Прослеживается цепочка кого учить, почем учить, у кого учить и с какой отдачей. Если предположить, что развивать будут внутреннюю тренерскую компетенцию, то чудес не бывает – на формирование внутреннего тренера нужно потратить время и деньги. Одним тренингом для тренеров не обойтись. Квалифицированный тренер формируется несколько лет, а учиться ему придется всю жизнь. И как бы кризис не подгонял, пятилетку за три дня не сделаешь и сложное быстро не освоишь. Относительно быстро можно обучить человека с оперативными мозгами находить наиболее эффективные решения в проблемной ситуации, используя мозговые штурмы или SWOT анализ: разобрать конфликт, моделируя и проигрывая деловую игру и т.д. Но овладевший отдельными технологиями человек – это еще не тренер в профессиональном смысле. Поэтому, корпоративные обучающие проекты в любых темах должны быть системными. Локальные интервенции извне могут даже навредить. В работающем бизнесе если ты что-то изменил в одном месте, нужно проследить всю цепочку – на что эти изменения могут повлиять. Системный подход остается наилучшим. Именно поэтому мы сохранили курс один к пяти в корпоративных программах, потому что предпочитаем брать заказ как проект, как систему. Тогда действительно можно гарантировать результат, разделять ответственность. Разовый же тренинг и эффект дает разовый. И тут нужно понимать, что руководителям нужно очень сильно постараться, чтобы этот разовый эффект закрепить, очень скрупулезно проследить за внедрением всех тех знаний и технологий, которые были даны на тренинге.
Мы желаем всем стабильного процветания и будем рады плодотворному сотрудничеству.
Наталья Кангун.
Опубликовано: 05.01.2012
Тренинг за деньги, а деньги за что?
На сегодняшний день выбор тренинговой компании и программы обучения персонала для многих организаций превратился в целый «ритуал», процесс, связанный с..
Для чего нужны тренинги
Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кадровой политики многих предприятий. Однако, несмотря на то, что к услугам тренеров сегодня прибегает все большее количество компаний, это..
Тренинг — опасная игра
Знаете, какой вопрос практически никогда не задают заказчики учебных программ? «Может ли ваша работа принести вред компании?» Объективно говоря, эффект зачастую достигается не благодаря применению качественных методик, а потому что..
news
|