Технічна підтримка сайту:
 |
| |
info@training.ua |
Jobs.ua рекомендує переглянути:
|
Эффективность различных форм обучения
Модель сравнительной эффективности форм обучения мы построили в виде пирамиды. Эффективность выше там, где больше площадь при условно одинаковых затратах.
Пробы и ошибки
Процесс обучения - это всегда процесс проб и ошибок. Человек всегда пытается что-то осуществить. Промахивается. Сознательно оценивает степень отклонения. Делает соответствующие поправки для следующей попытки. И так до тех пор, пока, наконец, не попадет "в яблочко". Навыки, модели реагирования, ведущие к успеху, запоминаются. При необходимости они "копируются" в будущем.
Наши ошибки, просчеты, неудачи, обиды - это необходимые ступени учебного процесса. Но они представляют собой всего лишь средства достижения цели. Это не самоцель. После того как они выполнили свою задачу, о них следует больше не вспоминать. А это большая и затратная работа. Самая затратная для ведения бизнеса. Цена ошибок высока. Удары – твердые, материальные.
Чтение
Одна из наших иллюзий заложена в преувеличении ценности чтения. Не преуменьшая этой ценности, мы вынуждены констатировать, что наряду с важной информацией мы получаем массу лишней, шумовой. И этот шумовой фон все усиливается. Примером служит наша растерянность перед тем валом информации, что обрушился на россиян после обрушения «железного занавеса» и победной поступи интернета. Новые знания во многом «увеличили наши скорби». Даже появился защитный тезис: «все западное (восточное) – не для нас». Встал вопрос применимости тех «моих личных» крупиц, которые спрятаны в этой все менее и менее обогащенной «породе, руде». Второй вид подводных камней чтения – суггестия, зацикленность на каком-то одном – двух «учениях». Мы переходим к воспроизводству какой-то технологии, которая сработала когда-то в руках модного автора. И не слышим голоса трезвого партнера по переговорам. Но, тем не менее, чтение освобождает нас от грубых, фатальных ошибок собственных проб.
F Лекции
Лекции – это средне- и долгосрочная форма обучения (30 – 120 часов, группа 30 и более человек). Лекции дают возможность открыть, нарастить и систематизировать наши знания и представления. Их главное предназначение – сделать слушателя профессионалом в какой-то области. Появляется общий профессиональный язык, вскрываются связи между явлениями, вводятся ограничения и правила. Слушатель проникается процедурами, душой и духом отрасли знаний. Здесь кругозор не отвергается, но отходит на второй план. Идет «бурение» глубоко внутрь тверди, человек «грызет гранит науки». Эта область обучения по традиции освоена ВУЗами. Это - область вещания интеллектуалов, сильных мира сего для сотен и тысяч слушателей. Главное здесь – слово, а на периферии - зрительные образы и чувства. Обратная связь отсутствует. Те, кто «успешно» зациклен на этой форме, рискует стать «бомжем с красным дипломом». Но, с другой стороны, без джентльменского набора узких знаний человек имеет мало шансов быть узнанным в бизнесе. Вот почему самых больших успехов добиваются те, кто имеет 2 и более высших образования. Одно из них предельно рационализировано, развивает правое полушарие (инженерия, математика, программирование…). Другое – гибко иррационализировано, развивает правое полушарие (искусство, работа с человеком и коллективом, интуиция).
Недостатки
•Лекции предназначены, в основном, для персонала нижнего звена или для начинающих предпринимателей. Они менее эффективны для групп участников с разнородной подготовкой. Велик удельный вес теории. •Универсальность материала опережает его глубину.
F Бизнес семинары
Семинар (8 – 30 часов, численность не ограничена) – это форма обучения, при которой:
· дается значительный объем теоретической информации в сочетании с некоторым количеством практических упражнений;
· происходит обмен практическим опытом и технологиями между участниками.
Преимущества семинарской формы обучения:
· на семинаре подаётся узкоспециализированный материал, подробно разбираются неясные моменты;
· повышение профессионального уровня слушателей происходит путем обновления и систематизации знаний, навыков и подходов к решению поставленных задач;
· возможно обучение небольшой группы сотрудников;
· возможен обмен знаниями и опытом с коллегами из других организаций;
· возможно планирование обучения в соответствии представленным графиком проведения семинаров;
· возможно проведение нескольких семинаров (модулей), связанных структурной и тематической последовательностью.
Недостатки
Стоимость участия весьма высока: обычно такие семинары, как открытые, так и корпоративные, проводят высокооплачиваемые бизнес - консультанты. Ими могут воспользоваться те лидеры бизнеса, которые с лихвой окупят относительно дорогую инвестицию в свое развитие.
Открытые тренинги
В открытом тренинге (обычно 16 - 24 часов, оптимально 15 - 20 чел) принимают участие представители различных организаций. Если от Вашей организации только один или несколько сотрудников нуждаются в обучении какой-либо деятельности, то вы можете направить их на открытый курс. Открытые курсы полезны также в том случае, если, прежде чем заказать корпоративный тренинг, вы захотите более подробно ознакомиться с его программой и методиками проведения.
Преимущества открытых тренингов в сравнении с корпоративными:
•Вариативность знания. В открытом тренинге участвуют представители различных компаний, но близкого статуса и квалификации. За счёт этого Вы получаете различные и ценные точки зрения на одну проблему. А чем больше точек зрения, тем больше возможностей для нахождения оптимального решения.•Возможность получения информации от других участников тренинга. Участники могут получить большую профессиональную пользу от общения друг с другом, обмениваясь информацией и энергией. •«Выключение» из обыденной ситуации. Участие в открытом тренинге позволит вашим сотрудникам на некоторое время «выскочить» из привычной атмосферы в офисе компании. Это позволяет легче сломать старые рабочие стереотипы и наработать новые эффективные навыки.
Недостатки
•Можно попасть в нежелательную компанию с конкурентом и ему станут известны особенности вашего мышления. •Навыки, в отличие от знаний, получаемых на семинарах, труднее передать в свою организацию.•Командный дух, рождающийся на тренинге, довольно редко превращается в командную деятельность людей из разных организаций. Корпоративные тренинги
Тренинг наиболее активная из всех форм обучения. Корпоративный тренинг (15 – 30 чел., 8 – 30 час) решает задачи как формирования знаний, умений и навыкам по способам и технологиям работы у каждого из сотрудников в частности, так и развития организации в целом. Обучение разрабатывается, готовится и проводится специально для Вашей компании. Формат, форма и место проведения зависят от Ваших пожеланий. В этом варианте Вы можете выбрать либо стандартную программу, адаптированную под Вашу компанию, либо программу, разработанную индивидуально, на основе диагностики целей, потребностей, возможностей участников и задач, стоящих перед Вашей организацией.
Преимущества корпоративной формы проведения тренинга в сравнении с открытой формой:
· Эксклюзивность. Корпоративному тренингу предшествует изучение особенностей Вашей компании. Это позволяет обучать Ваших сотрудников именно тому, что им нужно. Такой подход значительно повышает эффективность тренинга.
· Сплочение коллектива. Участники в процессе тренинга включаются в общую деятельность, часто кардинально отличную от повседневной работы, узнают друг друга с новых, неожиданных сторон. Вне зависимости от тематики тренинга это даёт в качестве дополнительного результата оздоровление отношений в коллективе.
· Экономия времени. Мы можем составить оптимальный график занятий, так чтобы они не шли в ущерб основной деятельности компании. При участии сотрудников в открытом тренинге такое невозможно и сотрудникам компании приходится подстраиваться под график мероприятия.
· Экономия средств. Если Ваша компания располагает собственными площадями для проведения тренинга, то оплачивается лишь рабочее время тренера.
· Эмоциональный заряд. Переключение видов деятельности - лучший вид отдыха. С тренинга участники выходят посвежевшими и полными новых идей. Корпоративный тренинг – это совмещение полезного (собственно обучение) с приятным (игровая форма обучения). Поэтому он может успешно заменить мероприятия корпоративного отдыха.
Недостатки
•Из-за разнородности состава участников тренеру приходится двигать процесс обучения со скоростью «последнего верблюда в караване». На это может уйти заметная часть времени тренинга.•Многие руководители избегают участвовать в тренинге, работать на равных со своими подчиненными в какой бы то ни было форме. Особенно это касается организаций с пирамидальным, авторитарным стилем управления. Предлоги выдвигаются самые разнообразные - от «Некогда» до «Я сам все знаю». И только в конце он может появиться с личной оценкой, не вникая в суть: «А что вы здесь, собственно, делали?». В некоторых случаях это серьезная проблема, особенно в крупных и успешных Компаниях.
Коучинг
Индивидуальная форма развития лично руководителя, владельца вместе с его бизнесом. Время коуча не ограничивается. В строгом смысле слова эта форма не является обучением. Она берет свое название от английского coaching , что означает «тренировка» (более близкие варианты - наведение на мысль, наставничество). Ключевая особенность работы заключается не в передаче технологии клиенту, а в достижении цели клиента. Это реализуется по следующей схеме:
Цель - от формулирования – через планирование – к воплощению в жизнь.
Преимущества коучинга:
• Индивидуальная форма работы. Коуч лично с вами работает с вами над поиском и реализацией необходимых для вас решений. Все его внимание и потенциал сосредоточен, только на вас.•Возможность проведения работы по телефону и по Интернету. Расстояние не имеет значения, коучинг возможен, где бы вы не находились. Высокая мобильность и независимость от пространства, является эксклюзивным и бесценным преимуществом для людей чей рабочий график связан с частыми командировками.•Большая внутренняя работа. Основная (доминирующая) часть работы посвящена проработке ваших внутренних возможностей. Поиск ресурсов, проработка убеждений, снятие внутренних шор и заблуждений снижающих эффективность работы, проработка четких алгоритмов реализации стоящих перед вами целей и др.•Коуч выступает в роли партнера- лоцмана на пути к проф.росту. Сотрудничая с коучем Вы вырабатываете индивидуальный, способ взаимодействия. Весь потенциал сосредотачивается на работе именно с вашими вопросами, он более глубоко и детально знает специфику вашей ситуации и способен помочь выработать самые компетентные способы решения стоявших перед вами задач.•Развитию подвергается не только интеллект, но и личность клиента . В отличии от семинаров, где преимущественно формируются знания и представления и тренингов которые развивают практические умения, коучинг работает с наиболее глубокими, личностными основаниями ответственными за реальный результат работы.
Недостатки:
•Это дорогая услуга. •Найти коуча непросто. Его задача: обнаруживать кнопки для запуска мощных систем и процессов. Коучи, обычно, это уникальные люди, владеющие Ø огромным личным опытом, но без «шор» из прошлого века;
Ø многочисленными навыками профессионального психолога, но без «психологии со взломом»;
Ø базовыми философскими категориями, но без жесткой привязки ни к одной из них;
Ø тонкими и высокими категориями, но с предельной прагматичностью;
Ø поистине глобальным мышлением, но с мощным видением конкретных возможностей и ресурсов;
Ø способностью лично повлиять на выборы клиента, но и, при необходимости, привлечь самых эффективных профессионалов в нужном направлении управления проектом;
Ø способностью каждым своим актом общения облегчать жизнь клиенту, воодушевлять его;
Ø способностью не посадить клиента на «консультационную иглу», а во время уйти.
•Затраты времени руководителя на общение с коучем могут быть высокими. •Выбор коуча для клиента рискован. Ведь коуч становится его внутренней совестью. Коучинг нуждается в 100% доверии, открытости. И, в то же время, требуется гарантия от утечки важной информации. •Клиенту бывает трудно и болезненно следовать рекомендациям коуча. Труднее всего бывает стать предельно дисциплинированным и обязательным, постоянно управлять своей управленческой волей.
Обучение других
Почему обучение других мы разместили у основания пирамиды, считаем базовым, наиболее эффективным и актуальным именно для российского бизнеса?
Во-первых, это наиболее короткий путь саморазвития для пытливого и прагматичного ума. При этом развивается все окружение, доступное для меня, любимого. Вершина обучения достигается тогда, когда я не только донес до самого непонятливого важную информацию для ее немедленного применения. Я сумел еще и сам понять глубинный смысл моего слова. Здесь уместна шутка профессора: «Ну что за глупый студент мне достался! Битый час я ему втолковывал. Уже сам понял, а он – ну никак!». До профессора дошло, что он не профессионал.
Во-вторых, этот стиль обучения открывает в человеке все каналы приема информации, делает его сверхчувствительным для слабых сигналов и мало суетящимся. Он учится превращать проблемы и переживания в вопросы. Голова освобождается для приема ньютоновского яблока. Вместо шишки – открытие. Тогда, открывая любую строчку текста, он находит ответы на свои вопросы. Например, пытливому уму человека старше среднего возраста настоящим открытием оказывается простая молитва ребенка: «Боженька, пусть я буду здоровым и счастливым в детстве, а в старости – просто счастливым!». Такой ребенок и в старости будет здоровым, если сохранит в себе эту молитву.
В третьих, еще во время любого обучающего занятия участник будет по крупицам собирать самое важное для окружающих дорогих и важных людей. «Это – сыну, это – секретарю, это – кладовщику, это – фин. директору». Он довольно быстро сам становится и тренером и наставником. Жизнь такого ученика любого статуса сосредоточивается на самом важном и мало затратном.
Пример из нашей практики: взамен ушедшего продавца – консультанта с годовым стажем трудного обучения на эту должность была принята девушка, не имевшая серьезного опыта продаж. Ей была поставлена задача: через неделю принять на обучение нового продавца. Каков был азарт, когда новичок жадно впитывала информацию от наставника, таковы же были ее нетерпение увидеть нового ученика и азарт при ярком рассказе о продукте и опыте своих первых продаж!
Что в итоге?
Выбирая форму обучения, Вы, естественно, исходите из тех целей, которые считаете наиболее приоритетными на данном этапе.
Если для Вас важно обучить группу своих сотрудников новому направлению работы на приемлемо глубоком уровне, то оптимальным для Вас будут лекционные программы.
Если знания нужны оперативно по какому-либо конкретному вопросу, то предпочтительнее будет краткосрочный семинар достаточно уникального тренера.
Если же необходимы не просто знания, но умения работать, применять конкретную бизнес-технологию, лучший выбор - тренинг. При этом для достижения высоких результатов, хорошо если он был адоптирован под вашу специфику и компетенции специалистов то есть корпоративный тренинг.
Однако если Вам необходимо индивидуально получить ответы на важные для вас вопросы стратегического и даже судьбоносного значения, то ваш выбор – коучинг.
В любом случае, какую бы Вы форму обучения не выбрали, значимая часть успешности результата зависит от Вашего желания, стремления и последовательности в реализации полученных знаний.
Нам же остается только пожелать Вам усердия и понимания на путь приобретения новых компетенций.
Опубликовано: 18.05.2011
Тренинг за деньги, а деньги за что?
На сегодняшний день выбор тренинговой компании и программы обучения персонала для многих организаций превратился в целый «ритуал», процесс, связанный с..
Для чего нужны тренинги
Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кадровой политики многих предприятий. Однако, несмотря на то, что к услугам тренеров сегодня прибегает все большее количество компаний, это..
Тренинг — опасная игра
Знаете, какой вопрос практически никогда не задают заказчики учебных программ? «Может ли ваша работа принести вред компании?» Объективно говоря, эффект зачастую достигается не благодаря применению качественных методик, а потому что..
news
|