Технічна підтримка сайту:
 |
| |
info@training.ua |
Jobs.ua рекомендує переглянути:
|
Вирус Украинского бизнеса (часть 1)
«Дух организации создаёт её высшее руководство».
Питер Ф. Друкер
Правило руководителей – делай все чужими руками, не всегда правильно понимается самими же руководителями. Делегирование без полномочий, лже-демократия, приказы без инструкций, девиз «делай сам» приводят к созданию не управляемых организаций, которые в периоде времени сами себя разрушают.
В рамках аудиторской проверки одной из компаний специалистам разных уровней были заданы два вопроса:
1-й. Составьте перечень основных задач вашей должности.
2-й. Напишите алгоритмы решения основных задач вашей должности.
Казалось бы все просто. Подготовленному руководителю достаточно 15 – 30 минут для технического выполнения данного задания. В нашем случае мы не ограничивали срок выполнения задания, и через 2 месяца вернулись к этой теме. Когда собрали анкеты, то были немного шокированы от полученных ответов. На всех уровнях должностей, начиная от рядового менеджера до высшего руководства, были отмечены всего две задачи, которые так же являлись и элементами алгоритмов:
1-я. Поставка целей подчиненному.
2-я. Контроль их выполнения.
Простая, не требующая особых затрат, процедура дала ответ на ключевой вопрос – почему не бизнес управляет результатами, а рынок управляет ситуацией в компании.
Эксперимент наглядно показал основную причину разрушения бизнеса и ухода компании с рынка, и причина заключалась в либеральном стиле управления на всех уровнях должностей.
Либерал
Либерал (от лат. liberalis — касающийся свободы, свободный),
1) в первоначальном значении — свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек, склонный к излишней снисходительности.
2) Последователь и сторонник либерализма. (Российский Энциклопедический Словарь)
По моему определению либерал в бизнесе – это амбициозная личность, наполненная эгоизмом и не желающая брать на себя ответственности за результат.
Один из признаков либерализма в управлении проявляется в накоплении у руководителя различного рода служебных записок подчиненных о не выполнении тех или иных целей и задач. В обиходе это называется как инструментарий для прикрытия «одного» места от вышестоящего начальства. В нужный момент, когда появляется «запах жаренного», кипа такой макулатуры, которая не имеет другой ценности иначе как собственный вес, кочует снизу вверх и имеет накопительный характер по мере высоты подъема. К чему это приводит, вы наверняка знаете – к превышению лимита по бумажному ресурсу. На самом деле цена такого руководства измеряется не дополученной прибылью, завалами в бюджете, низкой рентабельностью и что самое главное неуправляемостью бизнеса.
Вторым характерным признаком является отсутствие регламентирующей документации или не обдуманное использование стандартов других компаний.
Аудит рабочих процессов одного из крупнейших в своем сегменте производителей продуктов питания показал три характерные вещи:
1-я. Каждое региональное подразделение, а это порядка 100 сотрудников разных профессий и категорий, представлял сгусток экс сотрудников одной и той же компании. Например, один филиал – это бывшие Эновцы, другой – Эковцы и т.д. Причем атмосфера каждого подразделения, стили и методы работы соответствовали тем фирмам, откуда было ядро. За время аудита я «побывал» в крупнейших отечественных и иностранных компаниях – приехал в Харьковский филиал – ты на Витмарке, приехал в Одессу – пожалуйста, изучай, как работает Кока-кола и т.д. Причем у руля филиалов стояли амбициозные личности с высоким уровнем подготовки.
2-я. Каждое региональное подразделение работало по принципам и правилам других компаний. Это подкреплялось занесенными стандартами, процедурами и т.д.
3-я. Руководство из центра велось по уже отмеченному принципу – постановка целей и контроль их выполнения.
К чему это привело. Это привело к конфликту между центральным офисом и региональными подразделениями, который потянул за собой увольнения сотрудников, падение имиджа компании, потерю позиций на рынке. Фундаментом этого конфликта явилось непонимание на местах требований высшего руководства.
Устранить конфликт не удалось даже после разработки и формализации стандартов и процедур. В силу своих либеральных взглядов, высшее руководство с большим успехом добивает остатки прежней роскоши.
Пустить на самотек
В одной из крупных компаний, в процессе аудиторской проверки, были обнаружены факты полного отсутствия интереса к работе подчиненных со стороны отдельных руководителей. Третий характерный признак либерального управления – полное отсутствие интереса к деятельности подчиненных. Попадание в организацию отдельных вирусов может вырасти до масштаба общей эпидемии, если вовремя не обнаружить и не устранить его в начальной стадии.
Анализируя причины падения результатов и разрушения бизнесов можно сказать, что либерализм в руководстве является центральной и главенствующей из всех.
Как с этим бороться?
Любую эпидемию лучше предупредить, чем потом с ней бороться. Профилактика стоит на много дешевле, чем последствия и имеет одно главное назначение – это поддержание здорового духа организации. В целях профилактики лучшим является метод плановых диагностик. Диагностика это не SWOT анализ и не маркетинговые исследования, диагностика – это определение относительного состояния бизнеса и жизнедеятельности его структур. Результаты диагностики не всегда радуют руководителей, а иногда и ухудшают настроение. Ухудшения настроений проявляется в тех компаниях, где такие мероприятия не проводились долгое время или вообще не проводились. Проведение диагностики в условиях возникшего внутреннего кризиса – это уже потеря такого ресурса как время, а о цифре стоимости этого ресурса можно только догадываться. Во избежание этого необходима регулярная плановая профилактика, как отдельных структур, так и бизнеса или компании в целом.
Кто этим должен заниматься?
Не спешите давать задание департаменту подготовки и развития персонала, лучшие и более объективные результаты дадут вам независимые консультанты. Независимый консультант – это взгляд со стороны, взгляд с высоты птичьего полета, построение реальной картины бизнеса, резюме не заинтересованного от его содержания лица. Бизнес проект «Оптимизация системы управления бизнесом» и является инструментом экономии ресурсов, предотвращения потери средств, открытия для бизнеса новых возможностей.
Продолжение следует…
1.08.2008г.
Анатолий Руденко
г. Днепропетровск
Опубликовано: 07.08.2008
Тренинг за деньги, а деньги за что?
На сегодняшний день выбор тренинговой компании и программы обучения персонала для многих организаций превратился в целый «ритуал», процесс, связанный с..
Для чего нужны тренинги
Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кадровой политики многих предприятий. Однако, несмотря на то, что к услугам тренеров сегодня прибегает все большее количество компаний, это..
Тренинг — опасная игра
Знаете, какой вопрос практически никогда не задают заказчики учебных программ? «Может ли ваша работа принести вред компании?» Объективно говоря, эффект зачастую достигается не благодаря применению качественных методик, а потому что..
news
|