Реєстрація     Вхід
Training.ua

Тренінги, семінари, конференції

каталог відкритих і закритих заходів в Україні від кращих тренінгових компаній і event-організаторів
Категорії

Маркетинг і просування
Управління персоналом
Комунікаційні тренінги
Продажі
Тренінги особистості
Галузеві тренінги
Менеджмент
Для тренерів



Розділи

Тренінги
Корпоративні програми
Конференції
Семінари
Конференц зали в оренду
Тренінгові компанії
Статті
Новини


Технічна підтримка сайту:

  info@training.ua

Jobs.ua рекомендує переглянути:


Групповые техники работы в системной семейной психотерапии. Рихмаер Е.А., Левицкий А.Д., Бебчук М.А.

В нашей стране и за рубежом накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, типов семейного воспитания и оказания в форме консультирования или долгосрочной терапии помощи семьям, имеющим детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. В литературе можно встретить описание групп для родителей, направленных на повышение психологической компетентности. Прежде всего это касается овладения навыками конструктивного взаимодействия с детьми, понимания их потребностей, принятия своих постоянно меняющихся при взрослении ребенка роли и функций ( 1, 2, 3). Кроме того описаны группы, целью которых является проработка личных проблем родителей, т.к эти проблемы неразрывно связаны с функционированием семьи в целом и часто выступают как пусковой механизм трудностей в родительско-детских отношениях (4). В специальной литературе существуют единичные упоминания о совместных группах для детей и родителей (5) . Чаще можно познакомиться с группами для родителей, в которые на одно или два занятия приглашаются дети (6). В ряде случаев эти группы, при многих их достоинствах, имеют существенный недостаток - родителям говорится о необходимости менять себя или свое поведение, о необходимости более чуткого или внимательного отношения к детям. Они получают много комментариев, оценок и указаний. Родители свыкаются с мыслью « мы должны», понимают, что многое делается неправильно, чувствуют себя виноватыми перед ребенком. Это сдерживает «хорошее развитие» взаимоотношений, а также является поводом для поддержки «перевернутой» иерархии и еще большего увеличения власти детей над родителями. (Хочется отметить, что на эти группы и так ходят родители, ответственно относящиеся к родительству, многие из которых ищут причину неудач в воспитании не столько в детях, сколько в себе).
На основании наших представлений о семье как о единой системе, которая живет и развивается по определенным законам, мы решили провести совместные группы для детей-подростков и родителей. ( Подростковый возраст выбран не случайно. С одной стороны, именно с подростками, по нашим наблюдениям, родители чаще обращаются за помощью, с другой - подростковый возраст является кризисным не только для самого ребенка, но и для всей семьи в целом).
Программа группы рассчитана на 8 еженедельных занятий по 3 часа каждое. Количество участников группы - 4-6 семей. Критериями отбора семей в группы являлись следующие факторы:
- социальная дезадаптация детей или родителей
- дисгармоничные родительско-детские отношения
- несформированность у детей определенных личностных качеств.
Традиционно в работе наших групп принимали участие только ребенок и мать, при том, что лишь половина семей-участников были формально «неполными». Несмотря на хроническое отсутствие отцов, мы проводили группы, используя техники системной семейной терапии, пытаясь привлечь отсутствующих членов семьи (хотя бы метафорически).
Считая конечной целью терапии гармоничную жизнь семьи в целом и комфорт каждого и учитывая законы функционирования семейных систем, хорошо представлялись задачи группы:
-разграничение подсистем родителей и детей
-восстановление баланса между «брать и давать»
- «наведение порядка» в иерархии семьи
-осознание стереотипов взаимодействия и изменение их патологических форм
-улучшение коммуникаций и взаимопонимания в семье
-принятие изменений (ситуации, ролей, функций, распределения власти и т.д.)
-достижение баланса между стремлением членов семьи к независимости и сплоченности.
-развитие способности к взаимопониманию и принятию «картины мира» других членов семьи
-принятие на себя ответственности за отношения внутри семьи и с внешним миром.
(Некоторые упражнения, помогающие решать перечисленные задачи будут приведены ниже).
Для соблюдения баланса мужского и женского начал, группу вели двое ведущих - мужчина и женщина. Кроме того, число подростков того и другого пола совпадало. Это не только увеличивало привлекательность группы для подростков, но и позволяло вести разговор о всегда присутствующей разнице восприятия ситуации лицами разного пола. Уважительное отношение к этим различиям косвенно способствовало привлечению отсутствующих мужей и отцов. Например, если взгляды мальчиков и девочек были разными, мамам задавался вопрос: «Что сказали бы по этому поводу Ваш муж?», детям - « А ваш отец?». Нередко участники группы получали домашнее задание - рассказать о подобной дискуссии мужчинам в семье и выяснить их точку зрения, а если таковой отсутствовал, например, в неполных семьях, то попробовать выяснить взгляд на предлагаемую проблему у любого значимого для этой семьи мужчины.
Мы придерживались распространенной структуры проведения групп:
-«разогрев», направленный на установления контакта между всеми участниками группы, создание рабочей атмосферы и групповой сплоченности,
-«основная часть», целью которой является получение актуального опыта и переживаний в терапевтическом процессе,
-«интегрирующий круг», в ходе которого устаналивается контакт клиентов со своими чувствами, обмен впечатлениями, поиск альтернативных форм взаимодействия, принятие полученного опыта,
-«заключительный круг», необходимый для подведения итогов встречи.
Следует отметить, что все этапы взаимодополняли друг друга и плавно перетекали из одного в другой.
Итак, каждая из наших встреч начиналась с разнообразных разогревающих «упражнений». Они сразу давали много информации как о взаимодействии матерей с детьми, так и о функционировании семьи в целом. Наиболее удачными были:
- социометрия,
- познакомимся молча,
- поймем друг друга через руки,
- поддержи друга и прими поддержку,
- прими от меня подарок,
- за что я люблю себя и за что меня любят другие,
- я откровенен или нет.
Хотя эти «упражнения» использовались для включения групповой динамики (процессов), они хороши также для получения определенных навыков самораскрытия и внимательного наблюдения за людьми в группе. Уже на этом этапе были открытия и сюрпризы для родителей или детей. Иногда мы (ведущие) сразу же включались в работу на осознавание существующих жестких стереотипов поведения и взаимодействия. В качестве иллюстрации приведем упражнение «Прими и окажи поддержку» , которое заключалось в прохождении сложного пути по заранее составленным столам и стульям с завязанными глазами сначала при помощи поводыря, а потом и без него. Для некоторых родителей было чрезвычайно трудно отпустить детей одних в «опасное путешествие» или принять поддержку от своих детей. Тогда мы все вместе рассуждали о том, зачем «нужно» такое поведение, что дает оно взрослым и детям. Каждый искал свою грань между контролем и доверием, между увлекательной игрой и безопасностью, между самостоятельностью и зависимостью, между желанием и умением, между «брать и давать». В ряде случаев вводное «упражнение» становилось стержнем основной части, и требовался разумный компросисс между намеченным планом и ходом группы. (Говоря о гибкости в семье, хорошо было и показывать примеры этой гибкости в группе).
Основная часть - это всегда заранее продуманное, но спонтанно осуществляемое «упражнение». Все «упражнения» проводились в разных по количеству и составу подгруппах, что определялось стадией развития группы, включенностью ее членов в работу, выраженностью сопротивления и другими характеристиками.
Приведем некоторые задания и темы, позволившие получить хорошую групповую динамику и осуществить движение к разрешению поставленных задач.
1. Так, на одной из первых встреч была предложена тема «права и обязанности детей и родителей». Деление на две подгруппы проводилось по принципу - дети и родители. Каждая из подгрупп сначала обсуждала и записывала свой взгляд на свои права и обязанности (20-30 минут), а затем - совместное обсуждение в общем кругу. В литературе описан вариант-«перевертыш», когда дети выступают от имени родителей, а родители - детей. По нашему мнению, такой вариант позволяет смягчить конфронтацию, учит видеть весь спектр отношений, принимать позицию и разделять чувства другого, но способствует путанице ролей, нарушению иерархии, размыванию границ между подсистемами. Напротив, вариант работы, предложенный нами - это хороший структурный ход, позволяющий сразу разграничить подсистемы родителей и детей, максимально включить интеграционные процессы в больших подсистемах. Благодаря этому приему возможно создание безопасного поля внутри каждой из подсистем: и детям, и их родителям легче найти общий язык, общаясь на одном уровне и находясь в одной социальной роли. Естественно, такой вариант работы одновременно является и более «опасным» с точки зрения увеличения конфронтации между детьми и родителями, но этим он также и хорош (особенно на начальном этапе терапии, когда необходимо обнаружить имеющиеся противоречия, а впереди еще достаточно времени для разрешения выявленных проблем). Кроме того, описанный вариант дискуссии позволяет открыто обсуждать занимаемую позицию, способствуя развитию коммуникативных навыков. Разногласия и споры неизбежны в любой семье. От умения представлять свою точку зрения, выслушивать чужое мнение и находить компромиссы зависит жизнеспособность семьи. В рамках совместного обсуждения горячей темы формируется навык конструктивного ведения споров, и в режиме «здесь и сейчас» при поддержке единомышленников можно на практике попробовать овладеть этим искусством.
При выполнении этого задания можно выявить:
- различную степень включенности/отстраненности как подгрупп, так и отдельных участников при обсуждении предложенной темы,
- стили ведения дискуссии и поведения в группе (агрессивный, умиротворяющий, отклоняющийся, расчетливый), их взаимосвязь с коммуникативными стилями общения в семье,
- наиболее часто используемые участниками защитные и компенсаторные механизмы,
- способы аргументации, умение выслушать и принять аргументы другого, Отметим, что, по нашим наблюдениям, авторитарные родители часто аппелируют не к своему жизненному опыту, а к более сильным авторитетам. В свою очередь, дети с ярко выраженным внешним локусом контроля такие аргументы принимают охотнее, без критики. В качестве примера предлагаем ход дискуссии о праве детей самостоятельно решать вопрос о формах и способах обучения в школе. Разгорелся спор, в котором дети хорошо аргументировали свою позицию, а родителям было сложно найти убедительные доводы в свою пользу. Спор продолжался до тех пор, пока одна из мам не заявила: «Такие вопросы решаем не мы, а министерство». И дискуссия по этому поводу была прекращена. Дети, после продолжительной паузы, единственной за все время выполнения этого задания, полностью отказались от отстаивания этого права в какой-либо форме. Кроме того, прослеживалась зависимость между способами аргументации, способностью принимать чужие аргументы и ответственностью за построение своей жизни (локус контроля).
- поведение участников группы как в условиях безопасности (при предварительной подготовке к обсуждению или в гомогенной по семейной роли подгруппе), так и в условиях конфронтации родитель-ребенок, во время дискуссии. Особый интерес представляет значительное изменение стиля поведения. Например, один из мальчиков, принимавший активное участие в дискуссии внутри подгруппы подростков, практически ничего не высказывал, когда начался разговор с родителями. (Это наблюдение стало темой дальнейшей психотерапевтической работы).
- способы привлечения к себе внимания или избегания контакта,
- разную активность при обсуждении прав и обязанностей.
Описанное «упражнение» дает много информации к размышлению не только ведущим, но и всем участникам группы, способствует получению нового опыта взаимодействия в семье при явном обозначении границы (пусть и символической) между подсистемами родителей и детей.
2. В качестве задания во время основной части одной из наших встреч была опробована модификация упражнения «Времена года моей души» (7), которая получила название «Времена года моей семьи».
Сначала в кругу участники рассуждали о том, что в природе все взаимосвязано друг с другом и постоянно происходят изменения, о том, как эти изменения необходимы и , что они, изменения, являются признаками нормального развития и предпосылками возникновения нового. Затем группа разбилась на пары родитель- ребенок (в пары не входили члены одной семьи). Пары в течение 15-20 минут обсуждали изменения в своих семьях, делились размышлениями о том, чему пришла пора отходить в прошлое, о том, что ценно и дорого, о том, что хотелось бы в семье сохранить. Следующий этап - общая дискуссия.
Как и большинство «упражнений» в паре, оно способствует установлению более доверительных отношений и, следовательно, дальнейшей интеграции группы. Использование этого задания в такой группе было направлено на придание отношениям между родителями и детьми большей гибкости, на осознание изменений в ситуации ( дети растут и изменяются взаимоотношения, возникает необходимость с чем-то расставаться и приобретать что-то новое). Кроме акцента на изменениях нам хотелось уделить должное внимание ресурсам в семейных отношениях, тому, что может позволить семье принять предстоящие изменения и развиваться дальше. К тому же, оно направлено на оценку и рефлексию своих взаимоотношений со всеми членами семьи, а не только с теми, кто присутствует. Таким образом, вводится понятие «семья - развивающаяся система», где все члены семьи влияют друг на друга.
Дополнительно отметим, что выполнение этого задания в парах родитель -ребенок не с членами своей семьи, позволяет узнать участникам группы о похожих проблемах в других семьях и затронуть значимую для всех тему - физического насилия старшим поколением. При проведении нашей группы впервые для нас стало полной неожиданностью, что такое легкое в описании «упражнение» затронуло такую важную и сложную тему. Поразительно, но 100% детей знакомы с различными вариантами жестокого обращения и физического насилия. Чувства детей и чувства родителей в такой непростой ситуации стали основным акцентом в этой работе.
Естественно, вторая часть «интегрирующего круга» была посвящена ресурсам семейной системы, тому, что мы ценим, что нас поддерживает, и, что мы хотим сохранить. Оказалось, что во всех семьях существует много теплого и дорогого, есть те обычаи и традиции, которые дают много сил. Кроме попытки придания гибкости отношениям и осознавания своих ресурсов, это «упражнение» хорошо тем, что позволило затронуть наполненную стыдом и часто закрытую тему насилия.
3. Следующая встреча была, само собой разумеется, связана с агрессией. Члены группы исследовали как они злятся, как показывают, прячут или трансформируют свою злость. Во время этой встречи мы использовали психодраматические техники . В качестве «завязки» было предложено нарисовать те знаки, которые мы даем окружающим, когда злимся, как мы обозначаем зоны, которые могут быть небезопасны ....
На «интегрирующем круге» звучали слова о значимости обсуждения темы агресии, а в одной из семей даже нарисовали такие значки для «домашнего пользования».
4. Исследованию баланса в семье между «брать и давать», исследованию этого же баланса, но уже между семьей и группой, было посвящено одно из наших «упражнений» - «даем-берем». В начале каждый участник группы поставил перед собой небольшой стульчик, т.е. организовал рабочее пространство, которое было доступно для него, и оно, при желании, было доступно всем присутствующим. Затем мы попросили родителей достать мелочь, с которой они сегодня готовы расстаться, и положить ее перед собой на стульчик (ведущему следует обращать внимание на то, кто считает деньги, а кто нет, кто сразу начинает делится с детьми, а кто нет, кто как обращается с деньгами и куда их кладет).
В последующем родителям было предложено поделиться этими деньгами с их собственными детьми. После этого - обсуждение того, кто сколько отдал или оставил себе, с каким чувством каждый отдавал или брал, и если бы денег было много, как изменились бы эти пропорции. Наконец, ведущие дали задание поделиться своим богатством со всей группой. И вновь - считали деньги и обсуждали, как изменилась сумма, сколько оставили себе и сколько получили от остальных, кому, сколько и с какими чувствами отдали, заранее ли была определена сумма для раздачи или все происходило спонтанно, не забыли ли вы про себя , когда раздавали деньги, замечали ли тех, кто вам дает. В последней части этого «упражнения» необходимо было брать деньги. Посчитав заново деньги, вернулись к обсуждению. К перечисленным уже вопросам добавилось еще два: «Что вам сложнее брать или отдавать?» и «Когда вы внимательнее наблюдаете за членами своей семьи отдавая или принимая?».
В этом «упражнении» важно отмечать соответствие, сходство(различие) балансов и правил внутри семьи и семьи с окружающим ее социумом. Интересной темой для последующего обсуждение стало изменение этого баланса при взрослении ребенка. В качестве продолжения этого «упражнения» можно предложить игру: поставив пустой стул на место отсутствующих в семье, совершать предполагаемые действия за них. Если времени на это не осталось, то в виде домашнего задания проделать «упражнение» дома со всеми членами семьи. (Интересно отметить, что % отказов оказался очень низким, и многие с большим удовольствием рассказывали о своем опыте в семье).
Одной из характерных особенностей описываемых групп было регулярное получение участниками различных домашних заданий, которые чаще всего заключались в привлечении отсутствующих членов к происходящему на встречах (это создает препятствия в созданиия коалиции членов семьи, посещающих группу).
Мы не имеем еще достаточного времени наблюдения, прошедшего после завершения терапии, чтобы судить об эффективности работы и устойчивости полученных изменений. Проиллюстрируем , тем не менее, достигнутые результаты, мнением участников групп:
«Мы начали смотреть на детей более дружелюбно», «Раньше мне казалось, что я ненавижу всех их (подростков),а теперь оказывается я могу их терпеть и даже разговаривать», «Я впервые заметила каким взрослым стал мой сын», « Никогда не думала, что у моей мамы такие сложности», «Я узнал о себе и о нас столько нового!», «Странно, но я впервые задумался, что мы - одна семья».
Т.о. основной достигнутый результат нашей работы - организация конструктивного диалога и взаимодействия между родителями и детьми, способствующих развитию семейных отношений в целом, и поиск ресурсов, позволяющих измениться всей системе семьи.
В заключение перечислим преимущества работы с совместными группами перед группами с другим составом участников ( только дети или только родители):
- взаимодействие родителей и детей не метафорическое или воображаемое, а реальное
- возможность развития совместных концепций решения проблем
- развитие проницаемости внешних границ семейной системы
-возможности роста и развития не только одного члена семьи, а всей системы
- значительное уменьшение конкуренции между психологом и родителями за место «хорошего родителя», и , как следствие, отсутствие последующего обесценивания результатов ( страх оказаться «плохим родителем»)
- возможность развивать коммуникативные навыки и детей, и родителей
- уменьшение сопротивления со стороны подростков, т.к. в сложных для них ситуациях они могут получить поддержку от своих товарищей (реакция группирования)
- расширение «картины мира» путем высказывания каждым участником своей точки зрения, что вносит вклад в развитие общей картины
- - получение обратной связи не только от представителей своего поколения
- возможность проведения границ между поколениями
- проработка важных вопросов в контексте общей темы
- осознавание общности многих проблем
- богатые возможности для сравнения .
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., «ЧеРО» 2000.
2. Гордон Т.Е.. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург, АРД ЛТД,1997
3. Подросток на перекрестке эпох. М., «Генезис» 1997
4. Макаровская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Санкт-Петербург, «Речь» 2000.
5. Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. Санкт-Петербург, «Речь» 2000.
6. Лурье Ж. В. Семенова О.Ф. Психологическая программа по развитию и коррекции эмоционально-мотивационной и познавательной сфер старших дошкольников в контексте детско-родительских отношений. «Семейная психология и семейная терапия» №4.1999.
7. Фопель.К. Психологические группы. М., «Генезис» 1999.


Автор: Jnana
Опубликовано: 03.10.2008




Новые статьи: Статті для початківців тренерів

Тренер - это интеллектуальный предприниматель
Сегодня одним из аспектов развития организации является интеллектуальное предпринимательство. Предприниматель — это человек, который связывает отдельные, далеко друг от друга лежащие вещи. Берет технологию в..
Категорія: Статті для початківців тренерів
Додана: 20.03.2008



Профессия тренер-психолог: взгляд изнутри
Об особенностях профессии тренера можно сказать так: уравновешенный, рассудительный, имеющий интуицию, богатое воображение, способный к сопереживанию, увлеченный, искренне желающий помочь людям. Но можно сказать иначе, словами..
Категорія: Статті для початківців тренерів
Додана: 20.03.2008



Тренинговый коктейль
Отечественный бизнес нанимает тренинг-менеджера. Что дальше? Только не почивать на лаврах! Безусловно, наем тренинг-менеджера (специалиста по обучению) — знак хороший, свидетельствующий о том, что..
Категорія: Статті для початківців тренерів
Додана: 20.03.2008



news


  Останні новини:  

12.10.2024
Як підвищити результативність та ефективність роботи підприємства?
Ці стандарти (та й інші стандарти теж!...) можуть стати добрими помічниками у питаннях підвищення результативності та ефективності роботи підприємства лише тоді, коли процес впровадження проходить...

09.10.2024
Як отримувати від співробітників результати замість виправдань
Вас турбує така проблема? Запрошую на інтенсивний тренінг: Системний менеджмент: Компетенції високоефективного Керівника-Лідера

09.10.2024
Чому Lean-методологія в управлінні підприємством застосовується бізнесом по всій Земній кулі?
А ви хочете формувати культуру ощадливості та мати ефективний бізнес? Запрошую на інтенсивний тренінг: Система ощадливого та ефективного управління бізнесом на основі LEAN, Kaizen Цей...

08.10.2024
Сертифікат CMA – Certified Management Accountant
Сертифікат Certified Management Accountant запроваджений Інститутом Institute of Management Accountants (IMA®), USA спеціально для фахівців з фінансового та управлінського обліку, для керівників...

03.10.2024
Як збільшити прибутковість бізнесу?
lean production допомагає збільшити оборотні засоби, зменшити споживання енергії, збільшити завантаження обладнання, у десятки і навіть сотні разів скоротити кількість поломок

 





Наші проєкти:

Jobs.ua - Робота в Україні Srochno.ua - Терміново Потрібні Pro-robotu.ua - Пропоную Роботу
Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні Personal.ua - Підбір персоналу
Profi.ua - Посадові Інструкції Jobsite.com.ua - Знайти Роботу ArendaZala.com.ua - Конференц зали

2008-2024 Робота Плюс®. При використанні матеріалів ресурсу гіперпосилання на training.ua обов'язкове. Адміністрація ресурсу може не поділяти точку зору авторів матеріалів і не несе відповідальності за достовірність інформації, яку розміщують користувачі.